Физиология подростка как причина конфликтов

Мы должны принимать за естественный этап взросления все то, что происходит с подростком, и не принимать эти негативные изменения на свой счет.  К амбивалентности и скачкам гормонального поведения ребенка имеет смысл относиться, как к погоде. 

Очень важно научиться видеть, что перемены связаны не с нами, и знать  настоящие причины этих перемен. Подростки часто реагируют на наши слова совершенно неадекватно, но дело не в детях, а в возрастных особенностях психики. Это не значит, что им можно все — здесь тонкая грань, и мы с вами попытаемся разобрать начало этого физиологического  шторма. 

Гормональные бури раннего пубертата

По сравнению с теми временами, в которые росли родители современных подростков, переходный возраст значительно помолодел. Он теперь начинается не в 12-13 лет, а в 10-12.  Но, в то же время, для каждой семьи этот возраст особенный и для кого-то он будет проявляться с 9 лет, а для кого-то наступит только в 14. 

Во многом большие перемены, которые происходят с подростком в препубертате, имеют именно гормональную природу. 

Это не он сам хочет меняться, и не социальная ситуация толкает подростка на такую психологическую трансформацию. Он  естественным  образом  взрослеет и перестает быть ребенком. Его психология становится другой, потому что меняется гормональный фон — ведущие гормоны и железы. 

Для того, чтобы разобраться с  физиологией и все то, что происходит с подростком, женщинам-читательницам полезно вспомнить свое состояние перед менструацией — лучшего аналога не найти. К сожалению, мы, взрослые, очень плохо помним свой собственный подростковый возраст, поэтому нам проще воспроизвести в памяти, что с нами происходит во время циклических женских колебаний. Но все эти перепады настроения всего лишь слабая тень того, что происходит с подростком в период острого гормонального созревания. 

Для мужчин-читателей самым близким аналогом может быть состояние сильного  опьянения с посталкогольным синдромом. 

Если вы хотите понять, что происходит с подростком, когда его эмоции выходят из-под контроля, то нужно вспоминать свои предельные состояния: например, после наркоза или во время приема серьезных препаратов.

Маркеры начала переходного возраста

В подростке бушует сильная гормональная буря, она идет не в течение всего подросткового возраста, но старт этого созревания зачастую имеет довольно неожиданное начало. 

И из-за того, что такой старт происходит достаточно резко, ребенок не понимает, что с ним происходит. Он находится внутри оболочки, которая проживает сильнейшую трансформацию. Понять и объяснять – наша прямая родительская задача. Мы, взрослые, можем почитать нужную литературу, вспомнить себя, поговорить со своими детьми. Рассказать, что это за период, осознавая, что в некоторые моменты ребенок порой практически  над собой не властен

Маркерами физиологических подростковых изменений являются такие вещи, как смена запах ребенка, появление неконтролируемых вспышек эмоций, изменение фигуры в сторону взросления.

Есть определенные признаки физиологических подростковых изменений. Первый верный признак, это изменение запаха ребенка. Уходит нежный детский аромат и появляются резкие тона. Второй, не менее четкий показатель того, что ребенок вошел в пубертат – изменение характера эмоциональных реакций. У нас при этом появляется чувство удивления: куда же пропадает наш малыш, и кто вдруг занимает его место? Кто этот взрослый дядя, кто эта взрослая тетя, которые по-другому пахнут и так непривычно реагируют на мир? 

Иногда видно, что подросток провоцирует вас специально. Он говорит: «Ты меня не понимаешь, да и вообще ты ничего не понимаешь в жизни» или «Ты меня не любишь, а любишь только младшего». Но в это время мы отмечаем, что он себя полностью контролирует. Но в другие моменты его буквально “несет”, меняется тон и темп речи, он теряет адекватность и самоконтроль. Этот маркер говорит о начале подросткового возраста не меньше, чем меняющийся запах. 

Ребенок растет и у него появляются подростковые шипы и клыки, и он может говорить настолько неприятные слова, что они буквально бьют под дых и лишают родителей их возможности адекватной реакции. Но за внешней взрослостью пока еще скрывается настоящий младенец, хотя это не всем и не всегда заметно. 

Это может быть очень неприятный для вас тон, злые слова, повышение голоса и демонстративные хлопки дверью. Иногда это манипуляция и попытка с ее помощью чего-то добиться. Но чаще всего это эмоциональные перепады, которые, в большом количестве случаев, связаны именно с физиологией, а не с психологией. Гормоны созревания работают так, что в какой-то момент ребенок теряет над собой эмоциональный контроль

Ростовой рывок как один из маркеров

Это время, когда дети неожиданно вытягиваются на 5-7-10 сантиметров. Я знаю мальчиков, которые вырастали на 12 сантиметров  за одно лето. У девочек же это может быть не ростовой рывок, а оформление фигуры. Рост увеличивается не так заметно, но тело становится совершенно другим, расширяются бедра, появляется грудь, уходит ощущение детскости. 

Перепады настроения тесно связаны с ростовым рывком, из-за смены гормонального фона тело подростка стремительно меняется.

Все 3 месяца, которые предшествуют ростовому рывку, и 3 месяца, что идут после него, эмоциональное состояние ребенка абсолютно не сбалансировано. К счастью, это не все годы предпубертата, сам подростковый период может начинаться в 10, а заканчиваться в 18 лет. Но то время, когда подросток резко растет и его фигура оформляется, это время своего рода ограниченной вменяемости. И именно тогда кажется, что ребенок специально сводит вас с ума, нарочно кричит, целенаправленно срывается, хлопает дверями или, наоборот, уходит в ракушку, ничего не желая ни видеть, ни слышать. Нет, дети делают это далеко не специально.

Эмоциональность современного пубертата

К сожалению, про свой пубертат мы уже почти ничего не помним, но лучшее, что мы можем сделать для себя и для своих подростков, это вспомнить свои реакции. Попробовать восстановить в памяти, как на нас реагировали родители и как мы — на них. Очень часто, когда мы обращаемся к пласту воспоминаний, оказывается, что у нас была физиология, но не было такого эмоционального буйства, которое есть сейчас у наших детей. 

И в чем же тут дело? Есть две причины, почему наши дети переживают этот период совсем иначе, чем это было у нас. С одной стороны, мне кажется, дело в том, что мы переживали медленный и более поздний пубертат, чем наши современные подростки. Это одна из причин, почему в наших воспоминаниях почти резких эмоциональных проявлений в сторону родителей. Несомненно, у нас были физиологические изменения, гормональные бури, но не было права на сильную эмоциональную реакцию.

То, что у ребенка работает физиология и то, что он в какие-то моменты себя не контролирует, абсолютно не значит, что ему все можно. Но нужно понимать его поведение, чтобы потом можно было к нему вернуться. 

Вспоминая свой подростковый возраст, мы сможем избавиться от балласта обременения маятниковыми реакциями, которые могут мешать реализовывать те знания, которые у нас есть. Да, мы осознаем, что это физиология, что ребенок буянит потому, что в нем бушуют гормоны. Но в момент эмоциональной вспышки подростка у нас зачастую появляется абсолютно кондовая советская реакция с жестким приказом: «А ну, замолчи!». Но это не означает, что ему можно прощать абсолютно все и дать полную вседозволенность действий. 

Типы эмоциональных реакций

Другая причина того, насколько сильно ребенок проявляет свои эмоции, зависит от подхода и стиля воспитания. Физиология физиологией, но в психологи знают, что есть два типа эмоциональных реакции. Первая реакция, направленная вовне – экстрапунитивная. Это эмоциональная реакция, которая обращена наружу. И есть реакция интрапунитивная – реакция, направленная вовнутрь. 

Интрапунитивная эмоциональная реакция подростка может плохо сказаться на его отношениях с родителями.

Если стиль воспитания более жесткий, авторитарный, дистантный, то подросток, переживая эти состояния, скорее всего, будет пытаться направлять свои эмоции внутрь. Не выплескивать их в отношениях с родителями, или делать это только в каких-то крайних ситуациях. Это проще для пап и мам, но может повлиять на качество их близости с ребенком. 

Очень часто бывает, что там, где в пубертате есть взрывы, отношения все же в итоге приходят к какой-то близости и пониманию, и подростковые эмоциональные вспышки этому не помеха. А вот их отсутствие и направленность вовнутрь могут стать этому существенной преградой. 

Это не значит, что если ребенок на вас орет, то это хорошо, что вам в таком случае обязательно гарантированы близкие отношения. Конечно же нет, но если он не решается проявлять эмоции вовне, стоит задуматься, не передавливаете ли вы его своим прессингом.

Похожие записи