Нельзя из войны делать глянец

Игра в военную форму началась с детей-школьников, а потом перекинулась и на детей-дошкольников. Эта тенденция началась довольно давно, но с 2014 года получила широкое распространение.

Мы в эту игру тоже играли еще до того, как все это стало популярным на уровне государственной машины и пропаганды: мы одевали детей в атрибуты военной формы в те годы, когда День Победы еще был абсолютно забыт, когда ничего не проводилось на Поклонной горе. Мы с клубом «Рождество» в период почти тотального забвения войны все это делали, но, конечно, не масштабно.

А потом мы перестали это делать. Во-первых, потому что поняли, что дети это воспринимают как веселый карнавал: сегодня в Золушку переоденусь, а завтра в медсестру. Это абсолютно умаляет подвиг участников войны.

Понятно, что авторы идеи фотографировать детей в военной форме помимо того, чтобы заработать денег, имели в виду и что-то хорошее. Но я точно знаю по рассказам ветеранов, что война – это не весело, не красиво и не здорово.

Как написал Михаил Кульчицкий:

Война – совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа.

Одевая детей в военные костюмчики и фотографируя, переделывая военную песню под попсу, идеализируя и упрощая то, что произошло в те страшные годы, мы прививаем детям-дошкольникам совершенно иной тип памяти. Это очень большое искажение.

Никто из тех, кто пережил войну, ни за что не хотел бы видеть своего внука в форме солдата, а внучку в форме медицинской сестры.
Формы памяти, конечно же, должны быть, но надо это делать очень аккуратно. Кроме победных песен, там очень много боли и вообще такого, о чем говорить вот так, между делом, нехорошо.

Сейчас мы имеем очень популяризированную, обобщенную, коммерческую картинку Великой Победы. Вспоминать о войне как о веселой победоносной прогулке так же неправильно, как не вспоминать жертв политических репрессий. Это искажение исторической памяти.
В этом случае, я думаю, ненамеренное.

При том, что я большой сторонник формирования и сохранения памяти, использования разных интерактивных форм, походов в музеи, где можно увидеть военные формы, пробитые пулями, осколками. Чтобы это не травмировало ребенка, но при этом не было глянцевым. Нельзя из войны делать глянец.

И комментарии читателей, которые они дали на страницах Фейсбука:

—  По-моему есть мировая тенденция приучения народов к войне как чему-то нормальному, приемлемому и обыденному.

— Я бы так мягко и аккуратно не смогла бы это высказать! Более чем согласна!!!

— Военная форма — это не только война. Это демонстрация готовности защитить отечество. У меня мягко и аккуратно не получится — не женское это дело обсуждать такие вопросы. Дайте мужчинам тоже воспитывать детей!

— Вы правы. Особенно, учитывая реалии сегодняшней России и то, что война идет полным ходом и с кем она идет….

— Никогда не считала, что надеть военную форму — это карнавал. Наоборот, 9-е мая никогда не считался у нас веселым или пошлым праздником. Всегда у детей были строгие личики на параде или утреннике. Я 1975 года рождения. Как девочка, я не любила фильмы про войну, но подвиг солдат и героев был и остается для меня до сих пор чем-то из разряда священного и неприкосновенного. Мальчишки всегда играли в «войнушку» и это вполне нормально для мальчиков.

А то, о чем Вы, Екатерина, пишете, началось именно тогда, когда над страной, Той Войной и Подвигом начали издеваться и умалять, отрицать и всячески предавать забвению.

То, о чем Вы пишете — наш ответ всем, кто хочет забыть о той Войне. На всякое действие возникает противодействие, адекватное по силе. Вот каково было это действие, таково и противодействие — мощное, кричащее, отчаянное. А то, что война — не веселая победоносная прогулка, мы и так знаем. В садике и в школе, где теперь учится моя дочь, утренники не выглядят глянцевыми.

К сожалению, по моему опыту, знаем именно «мы»- те, кто в живую застал ветеранов, говорил с ними, смотрел хроники и фильмы. Даже в очень продвинутых садах и сообществах я вижу сейчас изменение тональности. Именно потому, что прошло много времени. Очень, очень важно помнить. Но правду.

— Вокруг я вижу «гордость за нашу победу» с одной стороны, и закрытие музея ГУЛАГа, гимн золотыми буквами:» нас вырастил Сталин…» В центре Москвы — с другой стороны. Вижу сильное неравновесие. Победой гордятся огромное количество людей , все СМИ об этом месяц до и месяц после говорят, и т.п, совсем другое дело — день памяти репрессий, о нем и знает то мало кто. Я как раз считаю, что покаяние может отчасти менять прошлое, поэтому покаяние за кого-то возможно — так я думаю. Но это мое, конечно, не все так видят. С другой стороны, о Войне можно только плакать, мне кажется. Мой дед не рассказывал, какая там гордость! Я вытянуть из него не могла ничего, когда нам сочинение задали в школе.

— У героического поступка всегда есть оборотная сторона… Что сподвигло на подвиг. Часто это страх, или депрессия с потерей чувства самосохранения, а иногда и откровенная ненависть.. Я говорю о тех, военных подвигах… Люди оказались в ужасных условиях и в ужасе и страхе, с изменённым сознанием, с навсегда искалеченными увиденным душами… Для меня даже в детстве этот день был днём памяти всех этих людей, оказавшихся жертвами — кто погиб, кто превратился в зверя, кто в героя… Что вобщем-то едино в смысле степени стресса, приведшего к способности выйти за рамки обычного поведения.

Этих людей ВСЕХ мне очень жаль и сейчас, и тех, что оказались героями, и тех, кто умер униженным и морально раздавленным… и даже тех, кто потерял человеческий облик в то тяжелейшее время…

— Просто прошло очень много лет. Умерли ветераны — почти все. Те, кто были детьми в войну — уходят. Внуки ветеранов… Многие ли «внуки» успели по-взрослому поговорить со своими дедами? А вообще встретиться с ними?

И 9 мая выкристаллизовывается в такой вот специфический праздник-карнавал, да. День скорби не получился, получился хэллоуин с национальным колоритом. И хотя сама я никогда не наряжаю детей даже в камуфляж и стараюсь (держаться от официальных празднований подальше) лично рассказать о войне как считаю нужным, кажется, мы наблюдаем естественный процесс. Та война уходит. И должна уходить.

— Екатерина, вот прямо мурашки по коже. Горько от того, что вижу, как дети начинают воспринимать день победы, как веселый праздник. ленточками машины украсили, в пилотках промаршировали, салют запустили. Чем не веселье? Должен быть день памяти, а не бравада «можем повторить». И помнить надо не только то, что победили, но и то, чего нам это стоило. а как только задумаешься, во что нам обошлась эта война, сколько личных трагедий стоит за ней, как-то сразу веселиться не хочется.

— Катя, спасибо. Подпишусь под каждым словом. Я тоже была удивлена, когда в саду предлагали фотосъемку в форме. Мы вообще в таких съемках не участвуем. Но тут меня резануло именно то, что форма — это не маскарадный костюм. У моих детей, конечно, нет того мироощущения, связанного с войной как было у меня. Они не застали в живых родственников, которые воевали, но я всячески до них это доношу, как могу.

— Я бы так не сформулировала, сыну его тетя подарила пилотку, я её сразу выкинула. Не могу даже видеть это в доме. Не говоря уже о том, что в Африке до их пор есть дети-солдаты. Детскими умами очень легко манипулировать, и наряжая ребёнка в форму, передается послание, что воевать это «круто».

— Нашему деду 93, он ветеран. Он воевал на курской дуге, танкистом. Его рассказы о войне действительные подлинники- долой глянец. Война-это перекошенное и искореженное , изломанное и выжженное. Подменяя понятия мы теряем связь с реальностью и совестью.

— А мы хотя бы порадоваться победе можем? Или уже нельзя? Я не понимаю, в чем криминал или аморальность? Радость, что победили захватчиков, еще и пол-Европы освободили. Не надо было?

— Согласна. Хотя не поняла фразы — «никто из тех, кто прошел войну, не хотел бы видеть внука в солдатской форме». А как же династии? Мой дед — прошел войну с 1941 по 1945, шофер, награды за эвакуацию раненых под огнем, и так далее, на передовой практически все время — он был совсем не против, чтобы его дети, внуки стали военными.

— Не надо играть в войну. Надо помнить, чтобы не повторять.

—  Почти во всем с вами согласна, за исключением фразы-«в те годы, когда День Победы еще был абсолютно забыт». Такого не было никогда! У меня два деда прошли войну и это Всегда был Праздник. Настоящий. Я всегда праздновала со своими и поздравляли Всех окрестных ветеранов. А сейчас-их почти не осталось и…действительно устроили карнавал.

—  Я думаю, намеренно. Намеренное искажение исторической памяти.

— Меня тоже коробит..даже на 1 мая на параде шел ребенок лет 4 в военной форме и в пилотке..зачем это вообще? Еще вспомнилось-в магазине девочка лет 3 ходила с братом лет 12 и автоматом игрушечным, нацеленным на людей.. Я даже не удержалась и у брата спросила, а чего девочка в куколки не играет…он ответил, что куклы у нее есть, но она любит оружие и это типа любимая игрушка

— Всегда нужно все действия вписывать в контекст. Особенно этот контекст важен для детей. Рядиться в военную форму как в бетменов и принцесс недопустимо! Так можно докатиться и до вечеринки в стиле «ВОВ»…

—  А мне вот такой вопрос покоя не даёт, как, вместо индексации пенсии выплатили всем по 5.000руб, денег нет, а праздники устраиваем. А ещё кажется кощунсвом — вывозить на потеху людям военную технику, страшные машины, под ними гибли люди. Лучше в День Победы каждой семье сесть, полистать фотографии, вспомнить своих героев, рассказать детям что-то из истории. А не забавляться, как красиво летают в небе истребители.

— Соглашусь, кроме одного — помнили. Я не знаю мест, где не помнили про этот день. А сейчас да, карнавал(

— Стоп. По-моему у всех какая-то подмена понятий. Да, большинство ветеранов после войны хотело забыть войну. Не вспоминать ее вообще, никак и никогда. Но это невозможно. И этого нельзя допускать. Да, у большинства со временем война превратилось в свое субъективное воспоминание, которое может сильно отличаться от фактов — в ту или иную сторону.

Пусть и так…..пусть парад. Пусть продаются штендеры готовые (а вы знаете, что вот конкретно для нас, это проблема была — придумать как закрепить на палке фото? И довезти). Пусть фильмы. Разные. И в Бой идут одни старики тоже. И пусть будут пилотки и ленточки. Но все зависит от нас — от родителей. Как мы донесем до детей знание о войне и чувство войны. Моя дочка сама попросилась в бессмертный полк, например. Сама просит Георгиевскую ленточку (вот нету у нас ее, и нигде не попалась в Москве в апреле, и нет ее в Ялте — Гурзуфе).

Война — это ад. И дети об этом должны узнавать поступательно. Сначала — в знак благодарности старикам, что они пережили этот кошмар, что они отстояли страну. Через праздник объединяющий. И вот — парад, полк, ленточки, песни — и душераздирающие Журавли, и пафосный День победы и военные разные — нужны. И петь , и плакать, и танцевать (под «Минская улица…» как не потанцевать детям;)). Тогда этот день будет проходить с особым чувством. И они напомнят это как особенный день.В том числе и чувством единения. Просто надо нормально объяснять.

— Мой сын лет в 6 сказал мне: Жалко, что сейчас нет войны, правда? Вот какой он сделал вывод из всей этой героизации. Я ему рассказала, что было бы, если бы сейчас была война. Он понял. Теперь пацифист.

— Ну, наверное, не надо впадать в крайности. У нас дети одевают камуфляж и военную атрибутику, если мы идем смотреть парад Победы. Мы стараемся рассказывать о том, что было, стараемся, чтобы знали, что бы знали, о чем речь. Но я то же против глянца, использования образов «маленьких солдат» в рекламе и тп.

— Именно на параде я видела, с каким восторгом и умилением все смотрят на малявок в гимнастерках, все их фотографируют, улыбаются… Я уверена, что те, кто воевал, этого не одобрили бы…дедушка, когда был жив и видел в фильмах, что все в форме, при оружии, уходил от экрана со словами «вранье всё это…»

— Никогда не одевала и не одену своих детей в военную форму.

— Спасибо за хороший текст! пошлю его в буфер и буду копировать каждому, кто пришлет в вотсаппе открытку с 9 победы с малышами в пилотках:-(

— Я совсем не согласна. Одеваясь в военную форму дети приобщаются к этой памяти. Это важно.

— Да. Спасибо, Екатерина. Хорошо выразили то, что я ощущаю.

— Очень поддерживаю вашу точку зрения! Важно чтобы сохранялся знак происходившего, а не только абсолютная величина, чтобы не возникало желания повторить

— Очень легко из хорошего сделать банальность. а обвинить в этой банальности ещё проще…

— Я против какого бы то ни было «приобщения» детей к войне… Как сказал великий писатель Курт Воннегут, если бы мы вместо залпов и красивых парадов встали на четвереньки и захрюкали как свиньи — это больше бы соответствовало случаю. Война — позор и горе человечества, а не предмет для гордости и любования

— Не совсем согласна. То, что война и глянец несовместимы — это 100% понятно. И переделывать военные песни на попсовый лад — это да, совсем другая память. И малышей одевать в военную форму не стала бы. Но мы уже несколько лет участвуем в вечерах военной песни и каждый раз я вижу, как ребята — подростки преображаются, одевая военную форму и исполняя военные песни. Откуда-то появляется стать и особая грустная серьезность…

Конечно, это совсем небольшое прикосновение к этой страшной трагедии, но мне кажется, оно необходимо, чтобы память была живой.

— Как верно! Настолько этот праздник стал коммерческим:( Какие-то смс от банков с рассылками к 9 мая про какие-то спец-кредиты, скидки в магазинах, что за бред? Дети в саду (5-6 лет) учат песню про Сережку с Малой Бронной и Витьку с Моховой. Потом я 20 минут объясняю сыну : 1. Что такое вообще Малая Бронная и Моховая 2. Почему они лежат в земле 3. Кто они. Почему детей учат этим песням, ничего не объясняя? Зачем это? У нас прекрасный гос. сад, замечательные воспитатели и педогоги, но тут я не вижу логики. Теперь мой сын по вечерам спрашивает у меня: «Когда будет война?». Или: «А войны точно не будет?».

На самом деле начинается какая-то истерия вокруг на этот счет, в детском магазине среди бантиков-рюшечек и колготок всех цветов и размеров висят пилотки… рядом с надувными шариками с героями мультфильмов:(. Я смотрю парад по тв и у меня слезы на глазах… но наши дети уже не воспринимают это так, как мы. Мы сами в чем-то охраняем их от информации. О противоречивости победы. О цене победы. О количестве погибших. Противоречивость этого всего вообще вряд ли обсуждается в гос.учреждениях. Молодежь в пилотках просто гуляет и веселиться на шашлыках (хорошо, что веселятся(в целом по жизни) , но не надо пилоток и ленточек среди мангалов и пива).

Простите, что-то у меня накипело… с этой истерией в саду у пятилеток на этот счет…

— Да, Вы совершенно правы! Меня тоже коробит от всего этого.

— Спасибо вам, не долго могла сформулировать, что чувствую, вот именно это же!

— То ли я была сильно занята на работе, то ли в школе это особенно тихо провели, но дочь-первоклассница неожиданно принесла альбом с такими вот «фронтовыми» фотографиями и просьбой сдать за него сколько-то рублей. Сначала я подумала, что за глупость, а потом с трудом удерживалась от слез. Я не знаю, насколько это нужно детям, но нам — родителям это нужно. Мы сами уже бесконечно далеки от ужасов войны, в лучшем случае — рассказы бабушек, которые у большинства уже ушли из жизни. Но мы тоже имеем значение, не «все детям», нас ещё нужно воспитывать, в нас поддерживать правильное восприятие Войны и Победы. Ничего лучше, чем представить своего собственного ребёнка в качестве «детей войны» — я не могу представить. Это было очень сильно.

На нас-родителей эти фотографии глубокое впечатление произвели — это точно. Я понимаю, что не нам этот воспитательный момент был адресован, но вот такой вот эффект получился неожиданный. Да, есть такие, кто сказал «чур меня-чур», или «это было давно, зачем детей пугать, и так полно стрессов». Но для тех, кто ощущает войну как очень близкую, как Вы говорите, это было очень сильное впечатление и ощущение. Даже не так. Мы хотим ощущать эту войну как очень близкую, умом к этому стремимся, и вот такое эмоциональное подкрепление очень кстати оказалось.

— Лично в нашей семье уже давно традиция лет 10, когда , как вы пишите ещё и в помине не было всего этакого, мы учим песни времен ВОВ и 9 мая идём с этими песнями , дети в военной форме. Мои знают «Через реки , горы и долины» , Землянка», Прощайте, скалистые горы», «Первым делом самолёты», «случайный вальс» и день Победы. У моих уже традиция, а не карнавал

— Поддерживаю автора поста в том, что из трагического и светлого одновременно дня сознательно сейчас устраивают шоу, которое должно затмить подлинную память и ЗНАНИЕ нашей истории. И детские лица и образы здесь играют свою роль.

— У нас погиб прадед детей и много родни. Они знают и помнят! Сами просят петь песни и рассказывать и пилотки и парад. Им это нужно!

— Я не вижу ничего крамольного в одевании формы, использования атрибутов. Как и в любом другом деле, каждый вкладывает свой смысл в этот процесс, кому-то надо, чтобы пестрил Инстаграм, а кто-то через это пытается прочувствовать, приобщиться. Меня трогает, когда дети поют песни военных лет. Ходим 9 мая поздравлять с ребёнком ветеранов. Как ещё передать этому новому поколению историю?

— Историческая память — очень важная вещь, но, к сожалению, многие умудрились сделать этот день не столько днем Памяти, сколько днем нарциссического самолюбования. Я помню годы, когда в парке Горького собирались ветераны, и тогда эти встречи вызывали совсем другие чувства. Но для них это был не день «национальной гордости» и не праздник военной песни, а день скорби по погибшим и солидарности. Были и радость и боль, но не было ни самолюбования, ни уж тем более показного геройства. И чего большинству из них хотелось бы меньше всего — так это чтобы их внукам пришлось, когда-то надевать военную форму…

Похожие записи