История про сундук с наследством
(Обстоятельства, конечно же, изменены, и разрешение на художественный пересказ получено)
Жила-была одна семья с единственным ребенком, который дорос уже до подросткового возраста. Родители его были люди довольно вменяемые, любили друг друга и в общем-то умели договариваться.
Но у этой прекрасной во многих отношениях семьи была одна особенность: и муж и жена выросли в неполных семьях.
В семье мужа родители развелись, когда ему было 14 лет, а жена росла без отца, но в тот период, когда она проходила через пубертат, у ее мамы было несколько неудачных попыток выстроить отношения.
Итак, первые 10-12 лет супружества наших героев были вполне безоблачными. Конечно, без стычек не обходилось, но это были “рабочие конфликты”.
А потом обоих как-будто подменили.
Любое незначительное разногласие становилось поводом для ссоры, а мириться было все тяжелее и тяжелее.
Жена (как стало понятно намного позже) начала сравнивать мужа с неким неопределенным образцом идеального мужчины — спортивного, подтянутого, работающего в крупной корпорации. Откуда этот образ взялся в голове стало понятно позже, когда жена вспомнила сюжеты нескольких расставаний своей мамы с потенциальными спутниками жизни. Все эти расставания происходили по причине неидеальности кандидатов. Мама судила очень строго тех, кто рядом, но не саму себя.
У мужа разворачивалась своя часть сюжета, который чуть было не стал драматическим: он начал испытывать иррациональное желание развестись. Закончить отношения. Начать все заново, с чистого листа. Он начал регулярно выпивать больше пива по вечерам. И хотя алкоголизмом это не считал, без 0,5 ежевечерне уже не мог.
Заметим — никакой крупной ссоры или внешного стрессора в этой ситуации не было.
В какой-то момент отношения настолько испортились, что оба всерьез рассматривали вариант развода как самый легкий.
Остановила их дочь-подросток.
В какой-то момент она подошла к маме и сказала: “Ты совсем теперь не любишь папу и станешь искать другого?”
И тут жена вспомнила момент собственного отрочества, невероятно похожий на этот. И свою собственную такую же испуганно-печально- разочарованную интонацию больше 25 лет назад.
И тут у нее возникли вопросы:
— «А что это собственно, я?»
— «Почему я так хочу все разрушить»
— «Действительно ли это то, что я хочу»?
— «И почему так похоже все это на историю моей мамы?»
____________________
С этого момента автоматические эмоциональные реакции прекратились. И жена начала разбираться. Как это происходило, и как ее опыт можно использовать — это уже другая история.
Но семьям, у которых есть так называемый “развод в анамнезе”, хотя бы у одного из супругов, нужно быть особенно внимательными.
Особенно в тот период, когда возраст ребенка или возраст брака совпадает с тем возрастом, когда произошел развод ваших родителей. Это то, что психологи называют “синдромом годовщины”.
И это — не приговор, но предрасположенность к повторению негативного сценария развития отношений.
Приглашаем вас посмотреть прямой эфир с ответами Михаила и Екатерины на вопросы.