Нежный возраст (про горшок)
Произвольность – это когда ребенок делает то, что собирается делать, и при этом знает, что он собирается делать.
Ребенку говоришь: «Дай папины тапочки», — и он идет, берет и дает тапочки. Или говоришь: «Кушай», — и он либо говорит: «Нет», — и это тоже произвольность – нежелание, либо он понимает и кушает, либо то и другое чередуется: покушал – побаловался.
Он делает что-то не потому, что его несет, а потому, что он хочет или не хочет. Когда годовалый ребенок пошел, очень видно, что он бежит, куда ноги его несут – под ним земля вертится, а он бежит. А ребенок полуторагодовалый конкретно двигается из пункта А в пункт Б, у него есть четкий маршрут. Он может споткнуться по дороге, но он понимает, куда ему надо.
Родитель: Ползают они тоже достаточно осмысленно.
Екатерина: Когда ползают, они цель удерживают очень недолго. Там период произвольного поведения – несколько секунд. Он ползет к мусорному ведру, а вы убрали ведро, и он забыл – не удерживает долго цели. В возрасте от года до двух произвольное удержание ужедовольно долго работает, и сложнее ребенка отвлечь.
Овладение сфинктерами (попа и пися) очень связано с овладением произвольностью. И ребенка невозможно приучить к горшку до того, как у него не сформировалось произвольное поведение. Поэтому все выписывания первого года и в год не относятся к самостоятельному писанию.
Они относятся к другого рода явлению: вы чувствуете, когда ребенку пора, вы эти сигналы считываете, ловите и организуете ему условия пописать – над раковиной, в тазик или еще куда-то. Или не организуете, потому что для вас это не цель – пусть писает, куда придется.
Где-то между годом и полутора наступает другая ситуация. Во-первых, те, кого выписывали, могут начать сопротивляться выписыванию, потому что у них появилось собственное мнение. А у тех, кого не выписывали, только начали, наблюдается определенная картина.
В нашей культуре традиционно, еще тридцать-пятьдесят лет назад, приучали к горшку в год. Это было связано с отсутствием памперсов, стиральных машинок и ранним определением в детский сад. Писающегося ребенка с неохотой брали в ясли, а пора было выходить на работу.
Подробнее узнать об адаптации ребенка к детскому саду можно из цикла вебинаров «В детский сад или школу легко».
И, соответственно, родители (может быть, и наши с вами родители) применяли жесткие способы приучения к горшку – и, в основном, достигали результата, кроме тех случаев, когда невроз образовывался или стойкий энурез. И, прежде чем вы собираетесь приучить ребенка к горшку, узнайте историю ваших «отношений» с горшком – и свою, и мужа, — потому что это будет каким-то образом влиять на вашу реакцию на то, как ребенок будет справляться с этим контролем над мочеиспусканием.
Обычно мамы плохо помнят, говорят: «Все было нормально, быстро приучился». Но можно услышать: «Посадили на горшок и сказали: «Пока все не сделаешь, не встанешь». Так продолжалось две недели, а потом ты поняла». Попытайтесь узнать, как это было — это интересно. Как правило приучали более рано и более жесткими способами, потому что это было жизненно необходимо.
С другой стороны, существуют и сейчас культуры, страны, например, страны ближнего Востока, где можно до шести лет бегать в памперсах – и это никого не смущает. В их культуре — это нормально. В Израиле спокойно надевают ребенку памперс до четырех-пяти лет, в Америке, — значит, ему нужен памперс. Там даже понятие энурез не существует с такими возрастными границами. Но мы живем здесь, в России, в этой культуре, соответственно, должны ориентироваться на те нормы, которые должны быть в этом пространстве. У нас энурез сейчас ставят с четырех с половиной лет. Раньше была норма медицинская – три – три с половиной года.
Лет десять назад, с процессами демократизации, медицинская норма во всех медицинских актах сдвинулась: до трех с половиной лет энурез не ставят. Энурез – это отсутствие контроля замочеиспусканием.
Когда же нормально приучиться к горшку?
В среднем, сейчас в нашей культуре дети овладевают писаньем в районе двух лет, точно до двух с половиной. Коснемся здесь понятия «психологический возраст ребенка» — это состояние его актуального развития на этот момент.
Ребенку может быть два года, а его психологический возраст может быть полтора; может быть два года – а психологический возраст – два с половиной. Это то, как соотносится развитие и календарный возраст. И то и другое нормально, потому что у каждого из детей в семье есть свой индивидуальный темп развития: кто-то немножко опережает, кто-то отстает, кто-то идет в ногу.
Соответственно, можно говорить о том, что для принятия решения отучать от груди или приучать к горшку, важен не календарный возраст, а психологический. И ребенок приучается к горшку в тот момент, когда он понимает трехсловные предложения и может выполнять простые поручения. Есть связь между развитием речи и контролем за сфинктерами.
Родитель: У меня сын бегает без штанов, написает, я ему говорю: «Ну что – лужа. Иди за тряпкой», — и он идет за тряпкой и вытирает.
Екатерина: Хорошо, что Вы это рассказали. Он понимает трехсловные предложения, но у него не созрел центр ответственности за сознательное мочеиспускание. Есть такая зона головного мозга – центр сознательности (он был открыт в 60-х годах нейропсихологами), который начинает звучать, откликаться как отдельный центр в возрастном промежутке от 1,8 до 2,2.
В какой момент он откликнется, неизвестно – если у ребенка вообще задержка идет, это будет позже. До этого момента ребенок не знает, что он будет писать – он об этом не оповещен. С ним это случается, и это такая же неожиданность, как и для вас.
Родитель: Но ведь дети дискомфорт тоже испытывают. Я его высаживала рано, замечая, что он ежится, капризничает перед тем, как пописать.
Екатерина: Это замечаете Вы – у Вас есть рефлексия на его поведение, Вы его отражаете, а он его не отражает. Сам рефлекс – наблюдение за собой – это довольно зрелое поведение. Мы видим эти реакции, а он себя со стороны не видит – он внутри. Как у ребенка нет еще высказывания, появления «я» — это тоже связано с произвольностью.
Совсем произвольность появляется, когда «я» появляется.
Родитель: Это все касается пописать. Но, когда моя дочка хочет какать, она встает с колен, она уходит, идет в определенное место, т.е. она готовится к процессу, но не к горшку.
Екатерина: С каканьем вообще все сложнее. Вообще, если ребенок ритмичный, его можно научить какать в горшок путем подлавливания, т.е. вы примерно знаете, в какое время он будет какать. Если он не сопротивляется, то удается этот процесс перевести на горшок. Если ребенок не ритмичный, или у него есть идея, например, что какать нужно стоя (могут быть разные идеи про каканье), то это может быть сильно позже, чем писанье. Есть определенного рода детские заскоки, которые очень сложно перехитрить.
Родитель: У меня ребенок в 9 месяцев садился, а сейчас он не садится.
Екатерина: Естественно – в 9 месяцев он не знал, чего он хочет, а сейчас знает.
Как выглядит поведение ребенка, которого уже приучают к горшку, а его центр ответственности за сознательное мочеиспускание еще не созрел? Ребенок знает горшок. Он сажает туда куклу или мишку. Он садится сам, говорит: «Пи-пи, ка-ка», — сидит некоторое время. Как долго сидит, зависит от темперамента: усидчивые дольше сидят, подвижные меньше. Встает, ничего не сделав, и тут же дует на пол. Как это воспринимает мама? Как издевательство: «Он это делает мне назло».
Ничего подобного. Он не делает ничего назло, просто он не знает, когда он будет писать. Это четкое поведение, что центр еще не созрел. Вы подготовку уже провели, но центр не созрел. Это происходит в один прекрасный момент.
Мы не можем этот процесс ускорить – мы можем только все испортить.
Во-первых, нужно начать с полугода переживать, как ребенок приучится к горшку.
Можно производить насильственные высаживания, не взирая на сопротивления ребенка. Можно, высаживая, приучить его писать и какать только в позе орла – над раковиной, т.е. когда вы его держите. С этой позы очень сложно перевести ребенка на горшок. Очень часто дети, которые вот так выписывались, могли потом какать только на корточках, стоя на унитазе, потому что у них запечатлелась такая поза. Поэтому, если вам приспичило высаживать, лучше с полугода держите на горшке – также, но вместе с горшком.
Кроме того, могу сказать, что дети, которых высаживали, после года могут оказать очень устойчивое сопротивление, т.е. это может не помочь, а замедлить процесс приучения. То, что вы делаете до года, — это не про ребенка, а про вашу интуицию. Он в этом не участвовал. А вам после года нужно заполучить его как сотрудника, а если насильно что-то навязывать, он будет сопротивляться – он так устроен.
Как еще испортить процесс?
Нужно все время нервничать и обсуждать это с бабушками, говорить, что с ребенком что-то не то, что ему уже 1,2, а он еще все никак не писает, и его нужно показать психиатру и нефрологу. Еще нужно очень переживать, когда ребенок написает на пол: громко на него кричать, говорить: «Ты плохо сделал. Ты плохой мальчик (девочка)», — всячески его гнобить и не хвалить, когда у него вдруг получится сходить на горшок.
Можно еще шлепать за то, что он написал на пол и долго на него сердится: он пописал, а вы еще часа два сердитесь.
Это особенно хорошо работает против вас. Еще можно посадить на горшок и никуда не спускать. Все жесткие способы приучения дают отрицательный эффект, в основном. Сфера, связанная с горшком, еще связана еще и с половой функцией – одни и те же места в это включены. И, соответственно, агрессия, давление, какая-то злость особенная при приучении к горшку могут против вас сыграть, когда ребенок будет разбираться со своим полом. Поэтому тут лучше не додавить, чем передавить. Нормальный ребенок, без задержки в развитии, в более-менее человеческой семье (не все психотики), и если с него сняли памперс вовремя, рано или поздно к горшку приучится.
Естественным образом это произойдет так, что вы даже не почувствуете, как это произошло – просто в какой-то момент он перестанет писаться, при условии, что он не будет все время в памперсах.
Соответственно, хотя мы знаем, что центр ответственности за сознательное мочеиспускание созревает между 1,8 и 2, 2 , памперс надо снимать сильно заранее. Абсолютно четкая есть связь, что памперсные дети, которые все основное время бодрствования проводят в памперсах, позднее овладевают сфинктерами, потому что у них позднее формируется причинно-следственная цепочка.
У ребенка, который в памперсах другая причинно-следственная цепочка: пописал – тепло. Это не дискомфортно, нет ощущения дискомфорта и вообще непонятно. Для того чтобы ребенок начал овладевать своими сфинктерами, ему нужно, чтобы у него был опыт наблюдения за своим телом. Для этого ему надо снимать памперс во время бодрствования, а с полутора лет до 1, 8 нужно снимать его и во время прогулки.
Тут летним детям хорошо и легко – тем, у кого это время приходится на летний период. Зимним детям сложнее, потому что сложнее снять таким детям памперс на прогулку. Но нужно минимализировать время, когда бодрствующий ребенок находится в памперсах, потому что овладение сфинктерами первоначально происходит в бодрствующем состоянии и, в большинстве случаев, потом ночью, хотя бывают редкие случаи, когда ребенок перестает писаться по ночам раньше, чем не писаться днем.
Соответственно, ваше дело создать условия, для того чтобы ребенок, когда у него созреет этот центр, смог овладеть своими сфинктерами.
Что входит в эти условия?
- Во-первых, снимание памперса.
- Во-вторых, одежда, которую можно быстро снять.
- В-третьих, ненавязчивый горшок в доступности, т.е. вы не усаживаете ребенка по двадцать пять раз на день, не удерживаете его против его желания. Удерживать ребенка против воли – одна из ошибок, и это один из наиболее болезненных моментов насилия. С едой и с горшком.
- Еще ребенка, который начинает говорить, нужно включать в процесс устранения последствий: тряпочка, вытер, тряпочку прополоскали, штаны прополоскали и повесили на батарею. Ребенок все это может делать, но еще не писает в горшок. Значит, он не готов – он непротив, он не вам назло это делает. Ребенок не может делать назло в этом возрасте еще. Делатьназло – это очень зрелая форма поведения.
Родитель: Значит, памперс мы сначала снимает на время бодрствования, а потом на время прогулок, а последнее – на время сна?
Екатерина: Да, так. Но это зависит еще и от того, что у вас с ночным писаньем, потому что ребенку, который писает по три-четыре раза за ночь, снятие памперса не поможет. На ночное писанье не влияет наличие или отсутствие памперса – там немножко другой механизм.
Родитель: Есть ли какие-то рекомендации на этот счет – снимать памперс раньше или позже?
Екатерина: В принципе, где-то после двух – двух с половиной лет стоит пробовать снимать памперс. А некоторые уже не писаются в этом возрасте. Однозначно в нашей культуре после трех не принято надевать памперс на писающегося ребенка, если нет каких-то особенностей.
Но есть довольно значимый процент детей, который продолжает писать и после двух с половиной, и после трех с половиной. Это очень наследуемая вещь. Нужно знать, что если в семье в трех поколениях – долгое ночное недержание мочи (папа, дядя, дедушка переставали писать к семи годам), и рождается мальчик и писает, то это, скорее, наследственное – как плохие зубы или особенности родовой деятельности.
Это не значит, что не надо делать ничего. Надо пробовать делать все, что делают с энурезом, но еще энурезом это не называть, если вы имеете эту наследственность, и к ребенку относиться толерантно, т.е. терпимо. В принципе, нужно снимать памперс с ребенка, который писает один раз за ночь. И можно вообще им не пользоваться, если вам это удобно. После трех стоит задуматься, что же делать.