Не в контакте с жизнью и собой.
У многих жителей больших городов в течении рабочего/учебного сезона темп жизни настолько высок, а достижения имеют такой внешний и внутренний вес, что на «просто жизнь» времени почти (или совсем) не остается.
И то, что ты не в контакте с самим собой и с чем-то, что для тебя в жизни важно, становится понятно не сразу, а реверсивно – при взгляде назад. Если по каким-то причинам или обстоятельствам ежедневная мельница дел останавливается, и ты вдруг можешь понять, «где находишься» и, возможно даже «как сюда попал». А если времени будет чуть больше, очень может быть, что даже появится возможность понять «куда надо/хочется двигаться дальше». Появится контакт с «ощущением направления», которое у многих в периоды интенсивной загрузки почти пропадает.
учебного года, лето – неплохая возможность немного приостановить бег, и посмотреть на все это (свою жизнь) со стороны, немного сменив фокус.
И иногда интересные вещи можно заметить.
МЫ можем и летом загнать себя в ловушку, составив настолько плотную программу отпуска или каникул, что не вздохнуть- не выдохнуть.
Мы можем записать ребенка в несколько лучших лагерей подряд, чтобы и летом он не «слонялся без дела»
«Благословенное безделье» или «рефлексивное время».
— Если у вас не заложено в плотном расписании «рефлексивное» или просто свободное время, то когда вы думаете о том, что вы делаете?
— А если вы не думаете о том, чтои как делаете, и как вообще устроена, выстроена ваша жизнь, то не теряется ли правильное ощущение?
— Как и когда у вас включается «ощущение направления» — это мое выражение, скорее всего у вас во внутреннем применении какое-то другое. Ощущение «вектора», того, что жизнь движется именно в ту сторону, куда она и должна двигаться.
— оставляете ли вы время на то, чтобы видеть «точки роста» свои собственные и своих детей?
— есть ли у вас время просто наблюдать, как растут ваши дети (меняются ближние)?
— Для интуиции много времени не надо, но часто интуиция тоже включается в минуты и секунды пауз, когда вы можете к чему-то прислушаться, а не гнаться за очередным результатом.
Думаю, иногда очень полезно быть не активным деятелем в собственной жизни, а ее наблюдателем, обозревателем, созерцателем. Занять, так сказать, «метапозицию».
И иногда в эту роль спонтанно выносит, а иногда нужно применять специальные усилия.
У нас в России алкоголь, как мне представляется, стал своеобразным «переносчиком в метапозицию». Но это не совсем то, о чем я говорю. Вернее, совсем не то.
Для ощущения возвращения контакта с жизнью нужна ясность, трезвость сознания и определенный объем внимания.
У людей верующих – не религиозных, а именно верующих – моменты контакта с жизнью и чем-то большим могут возникать во время богослужений. Но это не гарантированный результат, ибо общение с Богом – двусторонний процесс. И посещение богослужений – не магическая практика, гарантирующая попадание в определенное состояние.
Я хочу сказать о том, что уровнем ниже – о каждодневных микропрактиках, которые могут возвращать ощущение контакта с жизнью, если вы понимаете, о чем я говорю.
Вот мы сейчас гораздо меньше читаем, и гораздо больше висим в интернете, в фейсбуке в частности. А ведь постоянный просмотр нескольких «окошек» программ и мессенджеров разбивает внимание. И всякие тонкие, не на поверхности лежащие вещи, начинают от нашего внимания ускользать.
У меня есть знакомый (и очень эффективный) педагог, который говорит, что без двух недель летнего дачного, абсолютно диванного времени его учебно-рабочий год просто не возможен.
Очень было бы интересно узнать, кто какие использует способы такого вот глубокого релакса.
Часто релакс – это включенный экран с чем-то таким, активным забойным. Очень мужской способ – спорт, стрелялка. Но он напряжение переводит в другой регистр, а не снимает. Правда, может быть у кого-то иначе устроено и мозг действительно отключается.
Но часто отдыха никакого нет и жизнь идет в режиме савраски или белки в колесе и абсолютно не ощущается. День, неделя, месяц, а то и год – все проскакивает, не оставляя глубоких следов и впечатлений. В лучшем случае остается результат в каком-то эквиваленте. Но все ресурсы очень быстро съедает текучка и надо снова бежать дальше.
Думаю, если не изобрести индивидуальный «замедлитель времени», то качество жизни, ее ощущение довольно сложно будет сохранить.
— медленно пить чай, заваривать, разливать по чашкам, наслаждаться вкусом и запахом.
— долго смотреть в огонь
— неспешно беседовать, не очень отвлекаясь на зоков (детей)
— найти томик любимого поэта, вспомнить стихи которые нравились] найти те, что иначе читаются в этом вашем возрасте.
— не делать НИЧЕГО. Просто удерживать себя от деятельности, останавливать руки, ноги, особенно голову.
— Не подскакивать сразу как проснешься (если у вас есть эта привычка), ведь если отпуск, лето, то бежать не надо, не обязательно.
— не включать идеальную или хорошую мать прямо с утра. Пить чай, кофе, воду, ничего, но завести утренний ритуал медленного вхождения в день.
— пересматривать (и вдруг напечатать) фото, перебирать воспоминания прошлого лета.
-спать в середине дня или валяться – по вашему желанию.
— обучить зоков (детей) что кресло, гамак¬ ступенька крыльца – это фактически священное место, где папа и мама смотрят на жизнь, думают. И это очень важно.
— делать что-то приятное, что вы не разрешаете себе делать из-за нехватки времени: повязать, повышивать, порисовать, поболтать, посмотреть дурацкий фильм
— повспоминать, как отдыхали ваши старшие родственники, что они любили. Какие у них были фишки, связанные с отдыхом – «МЕсто встречи изменить нельзя», семечки, кроссворды, рыбалка
— сыграть во взрослый скрэббл, или преферанс или шляпу или что угодно
— приготовить блюдо – если вдруг такое есть – процесс готовки которого доставляет вам удовольствие.
Уйти – попробовать – от парадигмы, что жизнь – это всегда тяжелый труд. А труд «во имя семьи» — особенно. Так ли нужна ваша героика с недовольным лицом, кривой улыбкой, отсутствием сил.
Ведь в памяти тех, кто растет около вас (скорее всего ваши детски воспоминания подтверждают эту мысль) остается не количество дел и свершений, а эмоциональное состояние того, кто это все свершал. И опять получается, что вроде все ради дете и их воспоминаний. А хочется, чтобы ради нас взрослых6 любимых. Именно наша забота о себе самих или ее отсутствие учит ребенков тому, как распоряжаться собственной жизнью, как заботиться о себе самих.
И снова, получается, о детях. Но ведь это основной аргумент, влияющий на сознание.