«Любой переезд — разрыв идентичности»: как помочь ребенку адаптироваться в эмиграции
Для большинства людей нынешняя волна эмиграции вынужденная, поэтому времени на то, чтобы морально подготовить семью к переезду, не остается. Психолог и мать 11 детей Екатерина Бурмистрова вместе с Forbes Life рассказывает, как помочь ребенку при внезапных и глобальных переменах, что делать родителям и почему грустить — это нормально.
Екатерина Бурмистрова, мама 11 детей, психолог и писатель, уехала из России в марте 2022 года. За девять дней они с мужем собрали квартиру, офис, восьмерых детей и уехали в Ереван. Там они провели два месяца, а сейчас обосновались в небольшом городе во Франции. Дети учатся, а Екатерина продолжает работу над курсами, книгами и другими проектами. Специально для Forbes Life психолог поделилась своим опытом эмиграции и объяснила, как правильно поговорить с ребенком в случае экстренного отъезда, как подготовиться к нему, если у вас есть время, какие трудности возникают у детей и взрослых и как с ними справиться.
Как происходит адаптация при переезде у детей
Вопреки расхожему мнению, что ребенку легче адаптироваться в эмиграции, полномасштабных исследований и достоверных научных данных о том, что дети легче переносят переезд, не существует. Мой опыт и то, к чему склоняются исследователи, показывают, что возраст имеет значение, но гораздо больше влияет индивидуальность ребенка, ситуация в семье и то, как происходит переезд. Эмиграция как для старших, так и для младших подростков может проходить даже тяжелее, просто потому что переходный возраст сам по себе — это стресс. И если на него накладывается изменение места жительства без каких-то очевидных для самого подростка плюсов, могут быть трудности.
Действительно, ключевым фактором для детей любого возраста становится знание языка той страны, куда вы переезжаете. Если ребенок из русскоязычного детского сада в Петербурге идет в русскоязычный сад в Дубае — это один расклад, потому что у него нет языкового шока. Да, изменения в жизни есть, но они не связаны с тем, что тебя никто не понимает, что очень важно для ребенка. Если же вокруг не оказывается русскоговорящего комьюнити, то это точно станет дополнительным фактором стресса.
Представление, что дети дошкольного и младшего школьного возраста воспринимают чужой язык легче, возникает из-за того, что они учатся, просто впитывая язык из среды. Им не надо объяснять грамматику, речевые конструкции. Но при этом любые дети с особыми языковыми потребностями — дислексия, дисграфия, нарушения фонематического слуха, повышенная возбудимость — не смогут так легко брать язык из среды, соответственно, и выучить его им будет гораздо сложнее. В моей семье случились восемь разных историй с языком. Кто-то из детей продвигается быстрее, кто-то медленнее, а кто-то вошел в ситуацию протеста и хочет продолжать учебу в англоязычной стране. Помимо вопроса разных способностей, влияют и различия в реакциях на жесткий стресс, связанный с внезапным отъездом. Поэтому нужно внимательно смотреть на конкретного ребенка и понимать, что ему нужно: иногда отдельный репетитор, чтобы объяснили правила чужого языка на родном, а иногда лучше просто отстать от ребенка, потому что он еще не готов учиться, ему нужно привыкнуть к тому, что переезд состоялся.
Главная задача родителей во все периоды адаптации — стараться упорядочить и систематизировать быт
Родителям нужно осознавать, что самая жесткая стадия адаптации — это первые шесть-семь недель, когда вокруг все говорят на непонятном языке. Затем около трех месяцев длится острый период, когда все еще очень сложно, но у ребенка уже появляются новые привычки. За полгода, хотя медленным детям потребуется больше времени, эти привычки окончательно формируются, у ребенка появляются новые знакомства. Благодаря появившейся рутине острое чувство дискомфорта постепенно пропадает. Поэтому главная задача родителей во все периоды адаптации — стараться упорядочить и систематизировать быт, чтобы у ребенка была понятная конфигурация жизни.
Через год-полтора и у взрослого, и у ребенка появляется прошлое в новой стране. И здесь срабатывает интересная особенность: человеку комфортно жить там, где он сможет вспоминать, как прошлой осенью ел здесь виноград, встречал День Всех святых, а летом был на празднике музыки. Пока на новом месте нет прошлого, у человека остается ощущение вырванных корней.
Как помочь ребенку во время и до эмиграции
Если вы уже понимаете, в какую страну планируете переезжать, то вложения в язык для всех членов семьи, детей и подростков в особенности — это лучшее, что можно сделать в рамках подготовки. Даже если вы никуда не уедете, он еще никогда никому не мешал. Язык в целом развивает мышление, а здесь он будет дополнительным козырем.
Психологическое состояние родителей — тоже очень мощный фактор даже для подростков, и 60-70% ощущений у ребенка будет связано с тем, как мама и папа переживают ситуацию. Переезд — это большой стресс для всех, но важно показать, что все к лучшему, что вы готовы поддерживать ребенка и держитесь сами, хотя и понимаете все трудности. Эмиграция часто связана с дичайшими состояниями именно у взрослых, но если вы рассыплетесь или перенапряжетесь до срывов — это ударит по ребенку больше, чем незнание языка. Поэтому в стабилизацию собственного состояния нужно вложиться не меньше.
Еще ребенку в момент переезда нужен другой взрослый, кроме родителей, тот, кто чуть дальше от этой ситуации, чтобы обсуждать его переживания. Это не обязательно должен быть психолог, а вполне могут быть двоюродный брат, крестная, дядя, бабушка или преподаватель, с которым у него хорошие отношения. Нужен кто-то, кто расположен к ребенку и готов его выслушивать, потому что ему будет важно поговорить о том, о чем родителям не скажешь. Даже если мама и папа держатся молодцами, ребенок все равно понимает, что они нервничают, может быть, иногда сами плачут, и не будет делиться всем, что его тревожит.
Если в семье есть финансовая возможность и позволяет время, уместным будет психологическое сопровождение, особенно подростков, за три месяца до и полгода после переезда, чтобы проговаривать и формулировать то, что происходит внутри, и то, что ребенок видит снаружи.
Первые полтора года — время, когда формируются новые цепочки нейронных связей, нарастают новые отношения, новые привычки. Проблема в том, что часто взрослые сами находятся не в ресурсе, поэтому не могут помочь ребенку. Они не видят, что с ним что-то не то, потому что одна из техник совладания у взрослых — они оптимизируют ситуацию. Переезд требует большого количества сил и денег, и когда все получается, они словно игнорируют и собственные негативные состояния, и негативные состояния ребенка. Это называется вытеснение. Но если поведение ребенка резко изменилось, нужно обязательно обратиться к специалисту. Важно обратить внимание на следующие проявления:
- Эмоциональная гамма стала другой. Например, раньше ребенок был живчик, смеялся, играл, шутил, а сейчас уже долгое время выглядит и ведет себя по-другому.
- У ребенка появились навязчивые движения и другие невротические знаки, например, он начал кусать губы, грызть ногти, крутить волосы, брать в рот рукава. Если речь о более маленьком ребенке, то вернувшийся энурез также будет признаком невроза.
- Зависимость от интернета. Она часто возникает, потому что на новом месте делать особо нечего, ритмы жизни не восстановились, друзей нет. Обратите внимание, не прячется ли ребенок от происходящего в интернете, делится ли он с вами своими чувствами.
- У дошкольника изменился характер игры. Посмотрите, не появились ли печальные или удручающие сюжеты. Дети — живые люди, поэтому их возникновение в момент переезда абсолютно нормально, но нужно вовремя понять, насколько сильно ребенок переживает.
- Если есть ночные страхи и трудности с засыпанием, то не нужно ждать, пока они усилятся. Лучше сразу проработать их.
Что делать, если переезжать приходится неожиданно
Когда мы уезжали, у нас было 9 дней на сборы дома, офиса и квартиры. По моему опыту, в таких ситуациях важно максимально привлечь помощников, чтобы еду привезла доставка, то, что можно собрать без вас, пусть складывают без вас. Расставьте приоритеты и четко поймите, что вы не успеете сделать. У нас были знакомые, которые оставили посуду в раковине и неубранную квартиру — не потому что им было все равно, просто они оценили свои силы и не тратили их на наведение порядка.
В первую очередь важно спокойно поговорить с ребенком. Сейчас, в начале учебного года, можно сказать, что у вас дополнительные каникулы, потому что почти везде, куда можно уехать, сейчас бархатный сезон. Это может звучать как передергивание, но вспомните папу из фильма «Жизнь прекрасна», который я всем рекомендую посмотреть, где мальчик был в концентрационном лагере. Он предложил смотреть на ситуацию другими глазами.
Признайте, что все пошло не по плану, но скажите, что мы сумеем адаптироваться и мы можем выбирать, что сейчас чувствуем — это полностью наше решение. Да, в новом месте не будет привычных кружков и занятий музыкой, ты не будешь сдавать ОГЭ или ЕГЭ, но будет новый интересный опыт. Сейчас мы вынуждены быстро принимать решение, и если оно нам не подойдет, мы его сможем пересмотреть. Важно показать ребенку, что происходящее не совсем фатально. Если в семье несколько детей, имеет смысл провести с каждым отдельный разговор, потому что с трехлеткой, десятилеткой и 14-летним ребенком будут разные диалоги.
Если подросток наотрез отказывается ехать и кричит, что останется с бабушкой, то можно сказать, что он сможет вернуться через какое-то время, если не передумает. Это нормально — не хотеть никуда ехать. Но в ситуации, когда переезд происходит стремительно, нужно объяснить, что это не эмиграция, а эвакуация. Дверь остается открытой, тем более что многие эмигранты весенней волны действительно вернулись, поняв, что им это не подходит. Пусть ребенок покричит, и вы можете и покричать, и поплакать, если вам хочется. Лучше так, чем держаться изо всех сил, а потом обнаружить у себя обострившиеся хронические заболевания и нервный срыв.
Поговорите с ребенком про новую страну, посмотрите картинки, может быть, ему захочется вживую увидеть какие-то достопримечательности. Хорошо, если у него появится мечта на будущее, пусть даже дурацкая. Есть не очень педагогически верный, но работающий прием — пообещайте ему, что на новом месте купите новые крутые кроссовки, новый iPhone или платье как у принцессы. Если бюджет ограничен, это может быть даже большая пачка мармеладок, не обязательно тратить много, но пусть у ребенка в новом доме воплотится маленькая мечта.
Не забывайте при этом объяснять, что грустить абсолютно нормально, не вытесняйте это чувство. Пионерский отъезд с улыбкой до ушей чреват инфарктами у взрослых и нервными срывами у детей, поэтому всем взрослым я рекомендую массаж, даже если кажется, что времени совсем нет и нужно разобрать еще 150 полок и шкафов. Все, что прокачивает лимфу и помогает телу (бег, плавание), — это очень важная практика и для детей, и для взрослых. Психологи работают с головой, но помогать нужно и телу, потому что оно вывозит всю ситуацию на себе.
Как подготовиться к переезду, если на это есть время
Сложность эмиграции нынешней волны в том, что переезд часто многосоставный. Люди не едут сразу туда, где будут жить долго, они сначала переезжают в одну страну во временное жилье, потом добираются в другое место, иногда несколько раз меняют дома или квартиры. Это нормальная история, потому что волшебной палочки ни у кого нет, но если у вас есть такая редкая возможность, постарайтесь выбрать схему, чтобы скачков было как можно меньше — ребенку сложно каждый раз отрываться от нового дома.
В нарративной практике есть мощная метафора о том, что эмиграция и любой переезд — это путешествие, например, по морю на корабле с парусами. Первая стадия — подготовка к поездке: ты понимаешь, что возьмешь с собой, кто будет в твоей команде, какие запасы нужно сделать, какие нужны новые навыки. Момент отплытия корабля очень важен, потому что это прощание со старым берегом, и если вы можете оформить отъезд как праздник — это замечательно. Кто-то будет плакать, вам будет грустно и нужно будет раздать вещи, но это будет символическое завершение старого этапа жизни.
В этот момент важно не выбрасывать то, с чем ребенок не готов расстаться. Если он по натуре коллекционер, не надо уничтожать его коллекции — пусть они лежат на даче на чердаке, он будет знать, что сможет к ним вернуться. Из этого же вытекает совет, который может показаться странным: если вы можете провезти с собой наволочки, занавески, чашки, пижамы — все то, что обычно оставляют в первую очередь, потому что легче купить новые,— берите это с собой. Как ни странно, комфорт при переезде создают именно эти необязательные вещи. Любимые ракушки, коллекции камней и фотоальбомы составляют часть нашей идентичности, и они дороги не только детям, подросткам, но и взрослым. Они помогают воссоздать, ощутить нового себя, потому что любая эмиграция, любой переезд — это разрыв идентичности, который нужно сшивать. На это требуется время и специальные усилия.
Дальше наступает сам момент отплытия и первый период плавания, когда вас еще тянет старый берег, он виден вдали — это те самые первые полтора месяца адаптации. Потом начинаются первые трудности самого путешествия, когда физически вы уже в новом месте, но психологически ваш корабль еще не приплыл. Там могут быть подводные камни, сильные течения, ветра, которые будут отбрасывать на скалы старого берега. Появится желание все бросить и вернуться — и это нормально. В этот момент важно видеть, какие корабли плывут рядом с вами или в том же направлении, знать, что этот океан вообще можно переплыть. Не зря же все читают эмигрантские чаты. Людям хочется видеть, что есть те, кому переезд удался, и теперь они рады, что переехали.
Важно не запираться как в раковине, а пытаться найти приятные вещи вокруг. Не забывайте про 5000-10 000 шагов в день, которые нужно проходить, ищете любимые кафе, магазины, совершайте вылазки в соседние города или районы. Если вы много ездили до эмиграции, попробуйте на время вернуться в шкуру туриста, у детей это особенно легко включается. Создавайте новый положительный контекст, не отрицая сложностей.
Приближаясь к новому берегу нашего метафорического путешествия, вы не сразу увидите на горизонте землю, сперва это будут прибрежные скалы и кричащие чайки — то, что уже радует вас на новом месте. Может быть, это знакомая булочница, или вкусный кофе, или привычные маршруты прогулок. Или однажды вы проснулись и у вас не возникло этого травматического чувства, знакомого любому эмигранту, когда в первые секунды после сна кажется, что вы еще на старом месте. Все это приметы нового берега, психологического комфорта в новой стране. В это время очень важно выстраивать опоры и систему поддержки, общаться с людьми, которым здесь хорошо и нормально, которые уже чувствуют себя как дома.
Спустя полтора-два года вы, скорее всего, достигнете нового берега — это будет психологическое завершение острого периода эмиграции. У вас останется грусть, потому что даже у пятого поколения эмигрантов, которые уехали после революции, остается тоска по родине, но острота переживаний и дезадаптации пройдут. Надо просто не настраиваться на быстрый результат, не гнать себя. Очень часто переезжают перфекционисты, люди с очень высокими жизненными показателями, которые многого хотят от себя. Но я точно скажу, что не нужно выжимать из себя оптимальную адаптацию — это чревато срывами. Проживите ее в своем темпе и не бойтесь этих переживаний. Нельзя перепрыгнуть во времени, хотя говорят, что около 7% людей легко переезжают и сразу чувствуют себя прекрасно. Но такие исключения только подтверждают правило.